2022 год стал годом худших показателей по продажам автомобилей за последние 20 лет. Суммарные продажи легковых машин (новых и б/у) за 12 месяцев упали почти в два раза, а цены при этом выросли на четверть.
Прогноз экспертов и дилеров на 2023 год весьма оптимистичен — рост цен ожидается на уровне 10%. Так ли это на самом деле и как обстоят дела сегодня, в середине марта? Разберемся подробнее.
Динамика цен на б/у авто в 2022 году
По данным «Авто.ру» и «Автостат», стоимость автомобилей на вторичном рынке за год подросла на 35-37%. В среднем они стали стоить 1,3 млн. рублей. Ожидаемо, что больше других подорожали трехлетние машины — на 39%. Максимальное удорожание авто старше 7 лет составило 32%.
При этом в первой половине 2022 года рост цен на подержанные автомобили был более резким — к концу весны он составил 19,9% (в сравнении с концом 2021 года). Позже удорожание замедлилось, поскольку заработал параллельный импорт и увеличился ассортимент предложений на рынке. После сентября продажи стабилизировались, и цены до конца года почти не менялись.
Ситуация в январе, феврале, марте 2023 года
Сервис «Авито Авто» провел собственное исследование, по ходу которого выявил динамику изменения цен на востребованные б/у марки. В первые 50 дней года (1 января — 19 февраля) наивысший спрос на вторичном рынке наблюдался на пять брендов — Lada, Toyota, Hyundai, Kia, Volkswagen. Цены на иномарки увеличились в диапазоне от 6,2% (VW, Toyota) до 12,4% (Hyundai) за этот срок.
Рост значительный, однако в большинстве случаев он был ожидаем — дилеры заранее уведомили клиентов, что ежегодное повышение цен будет. Центробанк прогнозировал, что оно не превысит 7%. Обычно же удорожание с 1 января составляло 3-4%, поэтому текущая ситуация кажется скорее неблагоприятной.
Дальнейшие прогнозы и ожидания
По состоянию на 6 марта 2023 года рост цен на б/у автомобили в России составил 6,7% (по сравнению с концом декабря 2022 года). Средняя стоимость модели, продаваемой на вторичном рынке, теперь равняется 800 тысячам рублей.
2023 год станет годом адаптации российского авторынка к новым экономическим реалиям. Будет немало вызовов, один из которых — дефицит новых моделей; это неизбежно повлечет взлет интереса к б/у автомобилям. Дилеры не упустят шанс воспользоваться сложной экономической ситуацией. Поэтому 6,7% — явно не предел для роста стоимости подержанного легкового автомобиля.
В отличие от самих автомобилей цены на автоэлектронику остаются более стабильными и составляют незначительную часть от стоимости машины.
Редакция Авто-Дрон предлагает ознакомиться с рейтингами видеорегистраторов и комбо-устройств.
- Недорого, компактно и надёжно: какой видеорегистратор купить себе в начале 2023 года
- Когда радар-детектор не нужен: подбираем видеорегистратор с GPS-модулем
- Подбираем дешевое комбо: какую модель купить в 2022 году?
- Выбираем комбо-устройство в 2022 году: рейтинг самых популярных моделей